?

Log in

No account? Create an account

японское табуированое

« previous entry | next entry »
Aug. 20th, 2010 | 07:09 pm
location: Tokyo
mood: curious curious
music: Dir en Grey - Filth

Но это не про мат как многие, наверное, подумали))
В рамках месячника рубрики "добро пожаловать в Японию" расскажу-ка я вам про местную касту неприкасаемых. А-то давно обещала и всё никак) Да, есть в Японии и такое. Не так хардкорно как в Индии, конечно, но вполне себе есть.
Есть в японском такое выражение "сабэцу но хито". Сабэцу - это дискриминация. В это понятие входят не только собственно неприкасаемые, но и жертвы атомных бомбардировок в Хиросима и Нагасаки, а также их потомки, последователи нэобуддистской секты Сокка гакай и некоторых других, айны, а также зайнити (живущие в Японии корейцы и китайцы). Говорят ещё коренных окинавцев притесняют, но это заметно в гораздо меньшей степени. Вообще официально сабэцу пипл считаются только неприкасаемые и хибакуся (потомки попавших под атомные бомбы). Остальное - это моё личное определение данного феномена, которое у меня сложилось за 8 лет жизни в Японии.
Так что сегодняшний пост - не научная статья, а так - популярные разъяснения про "несуществующее".

Итак, про Сокка гакай, айнов, зайнити и всё остальное будет потом, а сегодня собственно о японских неприкасамых: эта(эта-хинин) или буракумин.
Да, кстати, никогда не произносите эти два слова вслух в присутствии японцев. Это считается практически табуированной лексикой и если так случайно окажется, что рядом с вами в этот момент будет находиться кто-то из вышеупомянутых, проблем не оберётесь. Я серьёзно.
Кстати, про табу, иносказания и любимое японское развлечение не называть вещи своими именами. Думаю, что большинство читателей моего бложека знакомы с аниме "Тонари но Тоторо". Так вот, многие японцы знают, что в основе сюжета лежит так называемый Саямский инцидент. В городке Саяма, префектуры Сайтама, а Сайтама считается самой густонаселённой буракуминами префектурой рядом с Токио, в жестоком убийстве и изнасиловании 16ти-летней школьницы обвинили жителя посёлка бураку. Потом, правда, оправдали, но просидел он 31 год.
Поводом для аниме, конечно, стало не это, а собственно сами события 1го мая 1963го года, да и школьница у Миядзаки стала помоложе. Но по слухам, внимание маэстро к этой теме не случайно. Да-да-да и он тоже.
Кто же такие буракумины, спросит пытливый читатель? Потомки касты неприкасаемых "эта". В этом случае понятие каста достаточно условное, в Японии всё-таки были сословия, но эта были париями, находившимися вне сословной системы. Термин эта был принят в период Токугава, а буракумин - это уже термин нового и новейшего времени - эвфемизм). В данный момент в использовании эвфемизмов япончики пошли ещё дальше, проблема теперь назвается дова мондай (проблема равенства или уравнения).
Изначально эта занимались "нечистыми" с точки зрения буддизма профессиями: ассенизаторы, мясники, выделка кож, похоронные конторы и т.д. Хининами были выходцы из поселений, куда ссылали преступников. Хининами были также бродяги и нищие.
Интересно, что у эта были проблемы с представителями обеих японских религий. Про буддизм я уже написала, а что касается синто, то в основе синтоистского понятия чистоты было исключение всяких контактов со смертью. Поэтому-то, кстати, за похоронный обряд в Японии отвечают буддисты)
Первое упоминание эта встречается в 13м веке и тогда они не были изгоями в том смысле, в котором к ним стали относиться в Эдо, они вполне вписывались в сословную иерархию, имели свои гильдии и профессиональные объединения, основным их занятием было "киёмэ" (очищение). Но позже их профессии потеряли статус сакральности и отношение к хининам стало трансформироваться от страха к стремлению избежать любых контактов.

Итак, реставрация Мейдзи деление на сословия какбэ упразднила, но японцы с этим мириться не хотят и не будут.
По некоторым подсчётам сейчас в Японии проживают около 3х милионов потомков буракумин, основная масса в Кансае и на Кюсю. Главным сосредоточием считается не Осака, как могло бы показаться, а Кобэ. Некоторые утверждают, что, скажем, на Хоккайдо, в Токио и Яманаси и ещё нескольких префектурах типа Иватэ их нет. Бугога. Хотя про Яманаси я склонна верить. Вообще считается, что на востоке страны их действительно очень мало. Ну а на Хоккайдо тоже логично, там вообще народу нету и понаехали все не так давно. Но чтобы их не было в Токио? Ещё раз бугога. Любой житель Токио вам сразу назовёт места их компактного проживания. Кита и Минами Сендзю, Икебукуро, Асакуса, Акихабара и далее. Думаю, что многие туристы замечали огромное количество магазинов обуви и кожаных изделий вокруг Асакуса и Накамисэ-дори, так вот это один из признаков, что буракумины где-то рядом. Ещё одним признаком, как ни странно, являются старые синтоистские святилища. Ведь до 14го века их ремесла были сакральными. Хе
Ещё раз повторюсь про любимый японский способ решения проблемы, сделать вид, что её нет. Поэтому если вы будете распрашивать малознакомых японцев, то в лучшем случае они вам скажут, что всё это "предания старины глубокой" и вообще "зачем вы тГавите?". Чужим (читай гайдзинам) об этом знать не положено. Поэтому же, кстати, вопрос "откуда родом ваши предки?" считается очень неприличным. А вдруг оттуда? Человеку придётся врать и изворачиваться.
По каким признакам японцы определяют выходцев из бураку? Их масса, начиная от книги семейной регистрации "косэки тохон" и заканчивая фамилиями. Считается, что неприкасаемые часто носят фамилии, связанные с деньгами и богатством, а также, так называемые "зеркальные фамилии", например 山田,中川. Про фамилии, конечно, вилами на воде писано, так как до реставрации Мейдзи фамилий у них не было вообще. Ямада в общем-то принадлежит и некоторым потомкам Минамото, а иероглиф 金 часто встречается у зайнити, так фамилия КИМ передаётся)) Но японцы утверждают, что всё равно определить очень легко, некоторые говорят, что и внешне тоже отличаются. Насчёт внешних отличий я ничего не могу сказать, но на самом деле всё не так сложно. Наследники буракумин, кстати, действительно очень легко по контексту определяют собратьев, даже если те меняли фамилию. Обычные японцы не так углубляются, для этого всегда есть детективные агентства. Да-да, детективов нанимают, чтобы проверить родословную. Иногда крупные компании, чтобы проверить перспективного сотрудника, идущего на повышение, а иногда родители потенциального жениха или невесты. Но я повторюсь, что, в принципе, "вычислить" принадлежность или отголоски не сложно. Выясняют по месту жительства, по полученному образованию, начиная от того, в каком районе в детский сад ходил, откуда родом предки, аккуратно друг у друга выспрашивают при первом же знакомстве. Да и положа руку на сердце, лица простолюдинов и хотя бы, лица местной интеллигенции, взять туже профессуру универов, по некоторому прошествии времени может научиться различать даже гайдзин)))

Аффтар впервые столкнулся с понятием буракумин лет 7 назад. Ситуация была такая: неподалеку от нас жил весьма преуспевающий директор похоронного бюро, у которого взрослая дочь, а директор - человек очень богатый. И мой тогдашний сердечный друкк сказал, что, мол, хорошо тому директору, деньги есть, может и получится дочку замуж за иностранца или ещё кого пристроить. Посочувствовал типа. На вопрос "почему?" последовал резонный ответ: "ну какой нормальный японец на ней женится, она же из "этих"". Аффтар за слово этих зацепился, пришлось объяснять. Объяснял он прямо скажем очень неохотно, но мне стало интересно, я - девушка любопытная, пользуюсь ушами и глазами обычно по назначению, так что за столько лет пазл практически сложился, ага. Кстати, характерна профессия того директора - хозяин похоронного агентства). И да, очень многие японки, которые замужем за иностранцами, особенно из так называемых стран третьего мира, действительно-таки из этих. К японцам это относится в меньшей степени, там есть ещё другие причины для женитьбы не на своих)

Так кем же работают потомки буракуминов, в массе своей ничего неожиданного: строители, мусорщики, разного рода прислуга, хостес и хосты, якудза (по некоторым данным до 60% якудза выходцы из буракумин). Но это то, что лежит на поверхности. Не всё так просто. Например в Кобе очень многие буракумины и якудза, кстати, тоже удачно вложили деньги в восстановление города после замлетрясения. Откуда у бураку деньги? А компенсации они массово получали от государства.
И главное: спорт и тарэнто(актёры, модели, музыканты). Там неприкасаемых - каждый второй. А если не буракумин, то кореец.

В следующих выпусках рубречьки "Фся правда о Японии" будет продолжение, а пока вопросы можно спрашивать в комментах)
Photobucket

Link | Leave a comment | Share


Comments {154}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Wile E. Coyote

From: incernus
Date: Aug. 20th, 2010 10:25 am (UTC)
Link

суровая картинка :-]

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 10:47 am (UTC)
Link

правдивая))

Reply | Parent | Thread


イラ-ぽん

From: agewa
Date: Aug. 20th, 2010 10:28 am (UTC)
Link

Ну да, когда тот же Мияви признался, что он наполовину кореец, фанатов у него поуменьшилось изрядно. Одно дело - про "запретные" вещи петь, а другое - такая поццтава))

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 10:42 am (UTC)
Link

да, корейчеком быть очень-очень непочётно)) И, кстати, весь корейский бум в Японии обслуживается в основном за счёт зайнити)) Процентов на 80%
Ну и каррент мюзик у меня тоже не просто так)))

Reply | Parent | Thread


Pan Franek

From: 158advocate
Date: Aug. 20th, 2010 10:29 am (UTC)
Link

в общем, это своего рода "подлый народ" в понимании жителя россиии 13-14 вв

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 10:41 am (UTC)
Link

Да, но с той оговоркой, что в России это был 13-14 век, а в Японии до сих пор)

Reply | Parent | Thread | Expand


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 10:40 am (UTC)
Link

Помимо нежелания жениться присутствует также нежелание жить вместе. В тех местах, где они живут, нормальные люди квартиру не то что не купят, но не снимут. Нежелание учится с ними в одних школах и работать в одних компаниях также очень активно)

Reply | Parent | Thread | Expand


drunk_suslik

From: drunk_suslik
Date: Aug. 20th, 2010 10:49 am (UTC)
Link

А мне мой мужчино тоже говорил, что мол в Тоторо когда Мэй пропала - она типа умерла, ага, и что Котобас это как проводник между миром живых и мертвых и мол, когда девочки сидят на дереве и видят родителей в больнице, то девочки уже того, мертвые какбе))) По другому взглянула и многое стало понятно в мультике)

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 10:54 am (UTC)
Link

ну так это все японцы знают, достаточно надписи о дестинейшен у того же котобаса внимательно поразглядывать. И этот Саямский инцидент тоже очень чётко прорисован, начиная от имён Мэй и Сацки и заканчивая надписяи в доме,,которые указывают на местность, где происходит действие.

Reply | Parent | Thread | Expand


From: _eka_
Date: Aug. 20th, 2010 11:03 am (UTC)
Link


блиа. вот дикий народа :((( вот про что кавайным некам читать перед сном надо, снявши лапшу с плюшевых ушей.

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:07 am (UTC)
Link

мне кажыццо, что кавайных няк уже ничто не спасёт)) но я вот решила попросвещать, ага))

Reply | Parent | Thread | Expand


drunk_suslik

From: drunk_suslik
Date: Aug. 20th, 2010 11:03 am (UTC)
Link

Карочи, если у чувака предки последние 6 поколений были воинами в Тояме и дедушка до сих пор натирает катану, которая все еще режет, то все нормально? Можно замуж за чувака?) Ну универ каназавский государственный, там других рядом нету особо)))

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:10 am (UTC)
Link

ну, может, за что-то другое беспокоится стоит))) но не за поисхождение))

Reply | Parent | Thread | Expand


olezhek

From: olezhek
Date: Aug. 20th, 2010 11:03 am (UTC)
Link

феодализм тута..ровно 13-14 века

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:06 am (UTC)
Link

ну да, с тех пор у местных в головах мало что изменилось))

Reply | Parent | Thread | Expand


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:46 am (UTC)
Link

ну не каждый второй, а, скажем, каждый третий))) но пропорция где-то такая да))

Reply | Parent | Thread


marina_khv

From: marina_khv
Date: Aug. 20th, 2010 11:34 am (UTC)
Link

А чем потомки жертв атомых бомбардировок-то не угодили?

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:46 am (UTC)
Link

боятся генетических изменений наследственные болезни то сё

Reply | Parent | Thread


nissn

From: nissn
Date: Aug. 20th, 2010 12:26 pm (UTC)
Link

я вообще не понял понял этот мульфильм про тоторо - выключил) мистика, подумал)

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 12:47 pm (UTC)
Link

мистика и есть, ага))

Reply | Parent | Thread


Dead Man

From: yumegoroshi
Date: Aug. 20th, 2010 12:39 pm (UTC)
Link

а у нас особо нету вроде. не на слуху:) наши только про дзайничи пиздят:)

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 12:42 pm (UTC)
Link

Но вы же восток? Считается, что на Востоке их очень мало))
Ну в Токио во весь голос тоже тока про дзайнити орут, мэр вон их качюдзинами обзывает ещё до кучи)) про этих только шёпотом))

Reply | Parent | Thread | Expand


Greentroll

From: greentroll
Date: Aug. 20th, 2010 12:53 pm (UTC)
Link

Ирка-сан! Я преклоняюсь! Мега-интересные вещи ты пишешью. Я в неге!

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:55 pm (UTC)
Link

*раскланиваецца
стараимси)))

Reply | Parent | Thread


Talisa

From: moonspirits
Date: Aug. 20th, 2010 01:37 pm (UTC)
Link

айны получается тоже табуированные?

ну и комент про мияви заставил задуматься конечно. то есть если муз. исполнитель из кореи (их щас столько в японию прётся, так что инфа актуальна), то многие просто принципиально не будут на их концерты ходить и т.д.?

Reply | Thread


pahebty

From: behtypa
Date: Aug. 20th, 2010 02:40 pm (UTC)
Link

айны мне кажется не сколько табуированные, сколько истребленные. Японцы на рубеже 19-20 веков хорошо постарались.

Reply | Parent | Thread | Expand


pahebty

From: behtypa
Date: Aug. 20th, 2010 02:38 pm (UTC)
Link

В принципе в каждой стране есть своя отдельно стоящая группа. Оличие только от степени отчуждения. В Сов Союзе это были и евреи и корейцы и кто угодно. В дореволюционной России - евреи, татары и т.п.

В США я не смогу назвать навскидку своих "буракуминов". Есть разделение по слоям, классам, расе. Но откровенного отчуждение само государство не допускает.

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:48 pm (UTC)
Link

Ну знаешь вот эта степень отчуждения - это очень важно, потому что отношение к буракуминам в Японии даже сейчас можн отолько с Индией сравнить
Я в СССРе не особо встречалась с проявлениями антисемитизма, кроме как бытовыми, хотя друзей евеев у меня много было, это просто, скажем, закрытое сообщетсво достаточно, но не каста париев
тоже самое с корейцами

Reply | Parent | Thread


pahebty

From: behtypa
Date: Aug. 20th, 2010 02:38 pm (UTC)
Link

А с айнами что? Их же японцы замучили в свое время. Их остались единицы, плюс деревня для туристов на Хоккайдо.

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:49 pm (UTC)
Link

Ну я выше написала про айнов, с ними тоже, что и с жителями рюкю, ага
полная и тотальная ассимиляция, но про своё происхождение при этом всё равно лучше не упоминать

Reply | Parent | Thread


marinabella

From: marinamirabella
Date: Aug. 20th, 2010 03:53 pm (UTC)
Link

Знакомая тема :) А картиночек таких нет больше?

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:50 pm (UTC)
Link

ну в сети где-то есть хыыхы))

Reply | Parent | Thread


ахреноптерис нелетучий

From: fish_n_lilies
Date: Aug. 20th, 2010 04:11 pm (UTC)
Link

Хм.. я так понял, что с ними общаются - но не женятся. Ну и, заодно, не... хм... не восхищаются как секс объектами после того, как узнают.
А что бывает с теми, про кого работодатель узнал?

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:53 pm (UTC)
Link

обычно работодатель выясняет до приёма на рботу и не берёт,прочто если пост-фактум уволить, тм будут поблемы с организацией по защите их прав, компенсацию будут требовать и по удам затаскают, поэтомуработодатель изначально предпочитает не связыватья
в съёме жилья ещё могут отазать

Reply | Parent | Thread | Expand


Та, что знает, что ничего не знает

From: nfrbkbbyfxt
Date: Aug. 20th, 2010 04:20 pm (UTC)
Link

то есть Тоторо таки да?
эхххх, милая сказка(((
первая и просмотренных на японском((((

разочаровалась прям как в Иванушках((((

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:54 pm (UTC)
Link

ага Тоторо-таки да)) а что не так с Иванушками? хы

Edited at 2010-08-20 11:54 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread | Expand


nadeshika

From: nadeshika
Date: Aug. 20th, 2010 09:23 pm (UTC)
Link

блин, ну про то, что вещи своими именами не называть и если как бы о проблеме не говорить, то её и нету, это я у японцев конечно знала, но что до сих пор вот такое. Мда, прямо слов нет, одни выражение и те неприличные. Я почему-то в своё время после лекци по истории Япнии думала, что там в основном проститутки и т.д. Наш профессор японец тоже как бы больно обтекаемо всё это рассказывал...

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 20th, 2010 11:52 pm (UTC)
Link

Скажи спасибо, что вообще хоть что-то рассказал))
Ну а так да, япончики очень дремучие.

Reply | Parent | Thread | Expand


patricia_akira

From: patricia_akira
Date: Aug. 21st, 2010 06:03 am (UTC)
Link

мозг вынесла,отпинала и выбросила в мусорку.
придется еще раз перечитывать, не осело.
и пересматривать. мало меня эта картинка ужаснула. вообще приятно будет огорчить тех кто считает этот мульт одим из самых невинно детских уххаха.
самое плохое мне кажется родится в гомне. можно многое откорректировать и исправить за свою жизть но не родословную.нет.тут уже не выбраться.
я почему то уверенна что в кладовой афтора завалялись пару официальных имен труженников сцены, которые относятся к "тем самым")))
у какая у нас авочка появилась)))

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 22nd, 2010 04:27 am (UTC)
Link

Ну у нас даже больше, чем пара имён завалялось, каррент мюзик у нас тоже не просто так))
Авка старая, я проста про неё забыла и давно не пользовалась)) хыхых

Reply | Parent | Thread


ninja-geisha-samurai

From: reiko_reiko
Date: Aug. 21st, 2010 07:58 am (UTC)
Link

оппа - а про "эта" я вообще забыла наповал. и миязки? вау. публика в шоке

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 22nd, 2010 04:33 am (UTC)
Link

Я люблю публику шокировать, ага)) Следите за следующими разоблачениями))

Reply | Parent | Thread | Expand


Anita

From: toseerain
Date: Aug. 21st, 2010 09:25 am (UTC)
Link

ооочень интересно, спасибо. кто бы мог подумать...

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 22nd, 2010 04:35 am (UTC)
Link

Не за что))

Reply | Parent | Thread


morainor

From: morainor
Date: Aug. 21st, 2010 10:56 am (UTC)
Link

Спасибо за интересные факты. Было поучительно почитать.
А про Тоторо где нибудь поподробнее прочитать можно? Заинтересовался скрытым контекстом. Может другие произведения тое что то скрывают. В общем если Аффтар знает ссылку, или может что то рассказать еще по теме, то очень просим.

Reply | Thread


Irina

From: not_so_mad_irka
Date: Aug. 22nd, 2010 04:38 am (UTC)
Link

Можно, ага
Завтра вернусь домой, кину пару ссылочек

Reply | Parent | Thread


ursula_w

From: ursula_w
Date: Aug. 21st, 2010 11:02 am (UTC)
Link

Вау! Зверски интересно, спасибо.

А все-таки то за "события 1 мая 1963 года"? И совершенно не понимаю, за что такая немилость потерпевшим из Хиросимы. Тоже за то, что "соприкоснулись со смертью"?

Reply | Thread


ryuko_san

From: ryuko_san
Date: Aug. 21st, 2010 06:15 pm (UTC)
Link

к жертвам бомбардировок у японцев есть дискриминация, да...дело в том, что те, кто облучился при атомном взрыве, стали обладателями различных болезней...и не только они, но и их дети на многие поколения...в брак с такими не вступают, так как боятся, что будущие дети тоже родятся больными...

а какое отношение к женщинам Хиросимы и Нагасаки, изуродованных язвами, было - ужас просто!!!

у японцев вообще загонов много...русскому мозгу иногда не понять О.о странный народец...и довольно противоречивый.

Reply | Parent | Thread